«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой
Программы , реализуемые в ДОУ:
Базисной основной программой , реализуемой в нашем ДОУ ,
обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса, является
программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой и М.А.
Васильевой .
Парциальные программы :
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.
Авдеевой, «Воспитание экологичекой культуры в дошкольном детстве» С.Н.
Николаевой.
Основная образовательная
программа
Парциальные программы
« Программы
, реализуемые в ДОУ.
Базисной основной
программой , реализуемой в нашем ДОУ , обеспечивающей целостность
воспитательно-образовательного процесса, является программа «От рождения до
школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой . Для улучшения
воспитательной-образовательной работы с
детьми педагоги применяют парциальные программы и технологии
:
«Основы безопасности
детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой; «Воспитание экологичекой культуры в
дошкольном детстве» С.Н. Николаевой;
1.4.2. Образовательная
область «Здоровье»
Цели: охрана здоровья детей
и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
– сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей;
– воспитание
культурно-гигиенических навыков;
– формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни.
Основная образовательная
программа
Парциальные программы
«От рождения до школы»
Е.А.Веракса
1.4.3. Образовательная
область «Безопасность»
Цели:
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и
формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего
мира) через решение следующих задач:
– формирование
представлений об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них;
– приобщение к правилам
безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
– передачу детям знаний о
правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира
транспортного средства;
– формирование осторожного
и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего
мира природы ситуациям.
Основная образовательная
программа
Парциальные программы
Стеркина Л. Б., Авдеева
Н.Н., Князева О.Л. Безопасность. – СПб.: Детство-Пресс 2006
Коломеец Н. В.Формирование
культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: "Азбука
безопасности", конспекты занятий, игры Издательство: Учитель, 2010
Голицына Н.О. ОБЖ для
старших дошкольников. Система работы - издательство: Скрипторий 2003 , 2010 г.
Основы безопасности
дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000
«От рождения до школы»
Е.А.Веракса
1.4.4. Образовательная
область «Социализация»
Цели: освоение
первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему
социальных отношений через решение следующих задач:
– развитие игровой
деятельности детей;
– приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в том числе моральным);
– формирование гендерной,
семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу.
Основная образовательная
программа
Парциальные программы
«От рождения до школы»
Е.А.Веракса
1.4.5. Образовательная
область «Труд»
Цели:
формирование положительного отношения к труду через решение следующих
задач:
– развитие трудовой
деятельности;
– воспитание ценностного
отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
– формирование первичных
представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Основная образовательная
программа
Парциальные программы
«От рождения до школы»
Е.А.Веракса
1.4.6. Образовательная
область «Познание»
Цели: развитие у детей
познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение
следующих задач:
– сенсорное развитие;
– развитие
познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных
математических представлений;
– формирование целостной
картины мира, расширение кругозора детей
Основная образовательная
программа
Парциальные программы
1.4.7. Образовательная
область «Коммуникация»
Цели: овладение
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
через решение следующих задач:
– развитие свободного
общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов
устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
– практическое овладение
воспитанниками нормами речи.
Основная
образовательная программа
Парциальные программы
О. С. Ушакова Программа
развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., Сфера, 2001
«От рождения до школы»
Е.А.Веракса
1.4.8. Образовательная
область «Чтение художественной литературы»
Цели: формирование интереса
и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
– формирование целостной
картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной
речи;
– приобщение к словесному
искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического
вкуса.
Основная образовательная
программа
Парциальные программы
«От рождения до школы»
Е.А.Веракса
1.4.9. Образовательная
область «Художественное творчество»
Цели: формирование
интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение
потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
– развитие продуктивной
деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
– развитие детского
творчества;
– приобщение к
изобразительному искусству.
Основная образовательная
программа
Парциальные программы
Т.Комарова «Художественная
культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет»М.:АРКТИ, 2001Т.Комарова
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»М.:Просвещение,
1981Г.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»М.:
ВЛАДОС, 2000
«От рождения до школы»
Е.А.Веракса
1.4.10. Образовательная
область «Музыка».
Цели: развитие
музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение
следующих задач:
– развитие
музыкально-художественной деятельности;
– приобщение к музыкальному
искусству.
- развитие
музыкальности детей;
- развитие способности
эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Основная образовательная
программа
Парциальные программы
Базовое
методическое обеспечение в полном объеме представлено в методическом
кабинете. Данное методическое обеспечение легло в основу разработки
перспективных планов по возрастным группам, все перспективные планы содержат
ссылки на конкретные методические пособия. Педагоги при разработке
перспективно-календарных планов имеют право на корректировку содержания
перспективных планов с учетом методического обеспечения группы.
1.5. Планируемые итоговые
результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
Ребенок 6,5-7
лет, успешно освоивший основную общеобразовательную программу дошкольного
образования, это ребенок:
Здоровый – обладающий
хорошим здоровьем (имеет соответствующие возрасту антропометрические
показатели, относительно устойчив к инфекциям, не имеет хронических заболеваний
и др.).
Физически развитый – у
ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость,
скоростные и силовые качества).
Коммуникативный - свободно
общается со взрослыми и сверстниками, способен выражать свои намерения и
чувства с помощью лингвистических и паралингвистических средств. Свобода
общения предполагает практическое овладение ребенком нормами русской речи.
Сообразительный - способный
решать интеллектуальные и личностные проблемы (задачи), адекватные возрасту.
Любознательный –
проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.
Креативный (фантазер и
выдумщик) – воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках
адекватной возрасту деятельности. Например, в рамках продуктивной деятельности
– к созданию нового образа в рисунке, лепке, аппликации; в рамках
конструктивной деятельности – к созданию новой конструкции, в рамках
физического развития – к созданию нового движения и др. Креативность
распространяется и на способы деятельности ребенка-дошкольника, выражается в
поисках разных способов решения одной и той же задачи.
Книголюб – любитель чтения
(слушания) книг.
Осведомленный – обладающий
кругозором, адекватным своему возрасту - представлениями о себе, семье,
обществе, государстве, мире и природе.
Овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности:
наличие познавательных и
социальных мотивов учения;
умение фантазировать,
воображать;
умение работать по образцу;
умение работать по правилу;
умение обобщать;
умение слушать взрослого и
выполнять его инструкции;
владение языком, на котором
ведется обучение в школе;
умение общаться со взрослым
и сверстниками.
Ориентированный на
сотрудничество – способен участвовать в общих делах, совместных действиях,
деятельности с другими детьми и взрослыми.
Жизнерадостный – не
унывающий, во всем видит для себя что-то хорошее и радостное.
Инициативный – не ждет,
когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с
ним игру; проявляющий самостоятельность в принятии решений, в совершении
поступков, в деятельности.
Активный – принимающий
живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Самостоятельный – способный
без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находящий способы
и средства реализации собственного замысла.
Волевой (адекватно
возрасту)- способный к волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению
непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию,
общепринятым нормам.
Чувствующий прекрасное –
способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства.
Внимательный – способный
воспринимать и делать что-либо сосредоточенно.
Дружелюбный – приязненно
расположенный к людям.
Эмоционально отзывчивый –
легко откликается на эмоции других людей, сочувствует, сопереживает и
старается содействовать им.
Аккуратный – чистоплотный,
опрятный, владеющий культурно-гигиеническими навыками, содержащий в порядке
личные вещи, игрушки и др.
Воспитанный – умеющий
хорошо себя вести (в соответствии с общепринятыми нормами и правилами)
адекватно возрасту.
Толерантный – способный
мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным
(например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического
развития, с людьми других национальностей и др.).
Осторожный – проявляющий
разумную осторожность в незнакомой обстановке, в общении с незнакомыми людьми,
выполняющий выработанные обществом правила поведения.
Уверенный в себе – ребенок,
имеющий адекватную (не заниженную) самооценку. В этом возрасте самооценка
ребенка в норме несколько завышена, так как у ребенка должно быть сформировано положительное
представление о себе и своих возможностях.
Настойчивый – проявляющий
упорство в достижении результата своей деятельности.
Терпеливый – способный
сохранять выдержку в ожидании результата своей деятельности в течение
длительного времени.
Правдивый – говорящий
правду в ситуациях реального жизненного взаимодействия.
Чувствующий свою гендерную,
семейную, гражданскую принадлежность – испытывает чувство общности с
особями того же пола, с членами своей семьи, с гражданами своей страны,
способствующее пониманию своего места в жизни.
Совестливый - понимает, что
такое «хорошо», а что такое «плохо»; совершая «хорошие» поступки,
испытывает чувство удовлетворения, при совершении «плохих» поступков –
угрызения совести.
Обладающий внутренней
позицией школьника – у ребенка появляется новое отношение к среде,
проявляющееся в его стремлении заниматься учением в школе как серьезным видом
общественно-полезной деятельности и в стремлении соответствовать ожиданиям и
требованиям значимых для него взрослых людей.
Социализированный –
владеющий необходимыми для его возраста знаниями, умениями и навыками (в том
числе и коммуникативными), обеспечивающими его адаптацию в обществе на
данном возрастном этапе.
Бережно относящийся ко
всему живому – понимает ценность жизни; проявляет заботу и внимание к
растениям, животным, птицам и др.
Имеющий представление о
своем и чужом (собственности человека)- не берет без спроса чужие вещи.
Любящий и уважающий
родителей (близких людей) – с теплом и вниманием относящийся к родителям и близким
людям, посильно помогающий им.
Уважающий старших и
помогающий слабым - проявляет воспитанность по отношению к старшим и не обижает
маленьких и слабых, помогает им.
1.6. Система мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения ООП.
Рассчитана на
2 возрастных периода (в соответствии с возрастной периодизацией
Л.С.Выготского):
- предшкольный возраст-от3
до 5 лет
- дошкольный возраст – от 5
до 7 лет
Включает ряд мероприятий и
диагностических методик.
Объект мониторинга:
Физические, интеллектуальные
и личностные качества ребенка (ФГОС)
Физическое развитие
В
соответствии с требованиями СанПин оценку физического развития детей в
дошкольных группах проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным
антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного
возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности.
Оценку физического
развития детей предшкольного и дошкольного возраста по данным антропометрии
проводя медицинские работники 2 раза в год на основании методических
рекомендаций региональной структуры здравоохранения для медицинских работников
ДОУ.
Оценку физических
качеств детей с 4 лет проводят воспитатели и инструктор по физкультуре по
методике, изложенной в основной образовательной программе, результат данных
мониторингов - определение группы здоровья воспитанников и физкультурной
группы, определение динамики физического развития и выстраивание индивидуальных
перспектив укрепления здоровья и физического развития.
Интеллектуальное и
личностное развитие детей
Уровень
интеллектуального и личностного развития ребенка
предшкольного возраста 3-5
лет определяется по общепринятым критериям с использованием диагностических
методик, соответствующих образовательным областям программы;
дошкольного возраста 5-7
лет определяется по общепринятым критериям с использованием диагностических
методик, соответствующим образовательным областям программы
Промежуточную оценку
интеллектуального развития проводят воспитатели групп совместно с
педагогом-психологом в конце учебного года.
Итоговая диагностика
проводится в конце возрастного периода (5-7 лет); в случае стойких показателей
низкого уровня интеллектуального развития выносится на ПМПК.
Промежуточный
мониторинг личностного развития проводится воспитателями групп совместно с
педагогом – психологом в течение учебного года.
Итоговая
диагностика проводится в конце возрастного периода и в случае стойких
отклонений личностного развития выносится на ПМПК, где определяется траектория
индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
Результаты
мониторинга закрытые и представляют ориентиры для педагогов при определении
траектории индивидуального развития каждого воспитанника.
Данные
мониторинга могут быть представлены родителям по их просьбе с целью
интеграции усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения.
1.7. Сотрудничество с
семьями воспитанников
В современных
условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным
общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,
то есть имеющим возможность оказывать на неё
определенное влияние.
В основу совместной
деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
·
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
·
открытость дошкольного учреждения для родителей;
·
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
·
уважение и доброжелательность друг к другу;
·
дифференцированный подход к каждой семье;
·
равно ответственность родителей и педагогов.
На
сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и
семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями
воспитанников;
- с
будущими родителями.
Приведя ребенка в детский
сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и
обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли
способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы
практически невозможно.
Основной целью
взаимодействия с родителями мы считаем: возрождение традиций семейного
воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
·
формирование психолого - педагогических знаний родителей;
·
приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
·
оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении
детей;
·
изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система
работы с родителями включает:
·
ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских
собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ
·
ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на
физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка
·
участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий,
работы родительского комитета
·
целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное
воспитание в его разных формах
·
обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в
разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и
открытых занятиях
Формы работы с
родителями.
1.Анкетирование и тестирование.
2.Библиотека
для родителей.
3.Родительские собрания.
4.Совместная
деятельность.
5.Индивидуальное консультирование.
6.Фотовыставки.
7.Информационные стенды.
8.Посещение
семей.