Рабочая программа воспитания
Описание образовательной программы
Краткое описание
рабочей программы воспитания
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад общеобразовательного вида № 25 «Золотой
петушок» (далее – Рабочая программа воспитания) определяет содержание и
организацию воспитательной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада общеразвивающего вида
№ 25 2золотой петушок»» (далее – МБДОУ детский сад № 25 « Золотой петушок») и является обязательной
частью основной образовательной программы.
Рабочая программа воспитания МБДОУ детский сад № 25 « Золотой
петушок» разработана в соответствии с:
1.
1.Федеральный закон от
29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2.
2.Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
3.
Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
(далее – Указ Президента РФ).
4.
4.Концепция развития
дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.
5.
5.СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций.
6.
6.Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
7.
7.Государственная
программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
8.
8.Национальный проект «Образование» (утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
9.
9.Федеральным законом
от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Программа учитывает:
- «Примерную программу воспитания», которая была разработана сотрудниками Института стратегии
развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной
образовательной программы, реализуемой в ДОУ и
призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный
потенциал совместной деятельности.
В центре рабочей
программы воспитания находится личностное развитие воспитанников МБДОУ детского
сада № 25 « Золотой петушок» и их приобщение к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа
призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольном образовательном
учреждении (далее - ДОУ) и воспитания в семьях детей от 2,5 лет до 8 лет.
К Программе прилагается календарный план
воспитательной работы.
1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
Программа учитывает условия, существующие в дошкольном
учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и
их родителей.
Процесс
воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в
ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного
этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких
условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот
период есть период подготовки к следующему периоду
- личностно-развивающий и гуманистический характер
взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и
иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка.
МБДОУ детский сад № 25 « Золотой петушок» - учреждение с
многолетней историей, и в тоже время современное, динамично развивающееся
образовательное учреждение, в котором сохраняются лучшие традиции прошлого,
осуществляется стремление к современному и инновационному будущему.
МБДОУ детский сад № 25 « золотой петушок» расположен на территории жилпоселка «Дон -25», который
считается самым благоприятным по экологическим условиям (данные ФГУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в РБ»). Жилые массивы состоят из частных,
многоквартирных домов., спортивная школа, бассейн , МУ СШ №, районная больница..
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения
ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментов, совместной
деятельности с детьми и индивидуальной работы.
Основные традиции воспитательного процесса в нашем ДОУ:
1.
Стержнем годового
цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада
событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов.
Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и
взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает
благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных
эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный
результат, чем прямое влияние педагога.
2.
Детская
художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами
ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении
видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с
общечеловеческими и национальными ценностными установками.
3.
Воспитатели и
специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных форм детских
сообществ. Это кружки, секции, творческие студии, детско-взрослые сообщества и др. Данные сообщества обеспечивают
полноценный опыт социализации детей.
4.
Коллективное
планирование, разработка и проведение общих мероприятий. В ДОУ существует практика создания
творческих групп педагогов, которые оказывают консультационную,
психологическую, информационную и технологическую поддержку своим коллегам в
организации воспитательных мероприятий.
5.
В детском саду создана система методического
сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовано единое с
родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями,
для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая
инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем
качества воспитательной работы.
6.
Дополнительным
воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей
Отчизны и своего родного края являются мини-музеи, организованные в
каждой группе дошкольного учреждения. Музейная педагогика рассматривается нами
как ценность, обладающая исторической и художественной
значимостью.
Воспитательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом концепции духовно
- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
включающей в себя:
- национальный воспитательный идеал – высшая цель, образования нравственное
(идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие
которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства,
семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных
организаций;
- базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные
нравственные установки, существующие в культурных, семейных,
социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа
Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие
успешное развитие страны в современных условиях:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей
малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и
национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое
государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный
мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение
к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и
созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная
картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере,
духовности религиозной жизни человека, ценности религиозного
мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального
диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный
мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие,
этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и
народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
- духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации
последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности,
формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
-
духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс
усвоения и приятия воспитанниками базовых национальных ценностей, имеющих
иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей
являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья,
культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные
объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия,
исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.